I Всероссийская научно - техническая конференция школьников
Применение IT-технологий в образовании
А. С. Куркин
Руководитель – учитель информатики Диденко В. В.
МБОУ Митякинская СОШ, ст. Митякинская, Тарасовский р-н, Ростовская область.
В конце 20 века человечество вступило в стадию постиндустриальное или информационное общество. В настоящее время в России большое внимание уделяется использованию IT-технологий в образовании, ориентированном на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с изменением в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
За последние годы число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как утверждают эксперты, эти тенденции будут ускоряться вследствие глобальной компьютеризации всего мира, независимо от образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы лишь с игровыми программами, большинство используют компьютерную технику для развлечений. Таким образом, для решения учебных задач компьютер используется недостаточно.
Основные направления внедрение IT-технологий в русское образование:
· Использование электронных учебников;
· Компьютеризация школьного образования;
· Создание информационного пространства;
Компьютеризация школьного образования
Компьютеризация школьного образования относится к числу масштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия.
Появление новых IT-технологий в сфере образования позволяет учителям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. «Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы» - И.В.Роберт
Использование электронных учебников
Проникновение новых IT-технологий в образовательный процесс влечет существенные изменения в работе педагогов. Одним из наиболее удачных примеров является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках для демонстрации при объяснении нового материала, закрепления пройденного, обобщении и систематизации знаний. Использование мультимедийных компакт дисков в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации повышает эффективность обучения детей с разными типами восприятия.
Создание информационного пространства
С распространением Интернета в учебных заведениях увеличивается потребность в доступе среди учеников и педагогов. Поэтому сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства.
Создание такого пространства преследует две основные цели:
1. Доставление информации, полученной из сети Интернет, внутри школы;
2. Интеграцию внутренних процессов и информационных технологий.
В наше время главной задачей является создание информационного пространства, решение данной проблемы определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками. Единое образовательно-информационное пространство школы — это система, которая: · включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; · обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; · предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения. Создание информационного пространства школы предполагает процесс перевода управленческой, финансовой, воспитательно-образовательной деятельности школы на стандартизированные компьютерные программы в рамках всей школы в целях упорядочения поступающей, исходящей и текущей информации, а также в целях образования.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
В современных школах широкое распространение получили универсальные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара и возможностью с широким доступом к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах сети интернет и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска.
Информационные технологии дистанционного обучения
Дистанционное обучение обобщает как обязательную аудиторную работу, так и собственные занятия учеников. Преподаватель осуществляет поддержку учебно-познавательной деятельности учеников путем организации контроля, проведения сетевых консультаций.
Основные способы использования ДОТ в школе. К ним можно отнести следующие способы:
ü Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
o расширение контингента учащихся;
o реализация программ дополнительного образования;
o организация обучения по общеобразовательным программам.
ü Дистанционная поддержка образования одаренных детей:
o заочные туры олимпиад;
o дистанционные факультативы по различным предметам;
o дистанционные консультации;
o дистанционные викторины, конкурсы.
ü Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
ü Организация дистанционного контроля знаний учащихся.
ü Организация дополнительных элективных курсов.
ü Экстернат.
ü Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни.
Внедрение IT-технологий в образовательный процесс приводит к изменению всех компонентов обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться увеличению эффективности образного мышления среди учеников за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в образном виде.
Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от разработки, контроля и предоставления
Негативные последствия воздействия информатизации образования на учеников
Информатизация образования может привести и к ряду негативных факторов влияния средств ИКТ на физиологическое и психологическое состояние и здоровье обучаемого.
· Масштабная персонализация замещает живое общение участников образовательного процесса - педагогов и учащихся, учащихся между собой – на суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.
· Зачастую при использовании таких средств ИКТ срабатывает принцип экономии сил, который не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
· Опасность вызывает манипулирование сознанием человека, выполняющего определенные действия в виртуальном мире – 25-й кадр.
· Влияние на эмоциональные ощущения и чувства ребенка наблюдений за сюжетами виртуальной реальности.
· В современной научной литературе стали появляться утверждения, что если мир, сгенерированный той или иной технологией с помощью компьютера, станет слишком реалистичным, то пользователь может в результате совсем оторваться от реального мира и перейти в некоторую субстанцию — «суперпространство».
Приоритетом развития социальной сферы является внедрение IT-технологий в образование.Отличительной чертой развития образования в современной России является модернизация и информатизация всех ключевых его компонентов. Проникновение в школы современных IT-технология повышает уровень учебного процесса, усиливает эффективность обучения и познавательную активность учащихся.
Литература
1.Автор: Рахматуллина Светлана Геннадьевна учитель информатики МОУ СОШ 116 http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1014
2.Автор: Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании» http://sgpu2004.narod/infotek/infotek2.htm 3.Автор: В.П. Демкин, Г.В. Можаева. Информационные технологии дистанционного обучения – www.ict.edu.ru/ft/003625/1.html
4.Применение IT-технологий в образовании. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
5.Автор: Мироненко О. В. «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе» // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664-668. http://moluch.ru/archive/93/20666/
6.Автор статей: к.п.н., Олег Николаевич ГРИБАН http://griban.ru/blog/14-informacionnye-tehnologii-v-processe-obuchenija.html
7. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008. — 312, [8] с. : ил. — (Высшее педагогическое образование) http://www.studfiles.ru/preview/5786866/page:30/
8. Афонина Е. С. Организация информационного пространства общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 2-4.