I Всероссийская научно - техническая конференция школьников

Применение IT-технологий в образовании

А. С. Куркин

Руководитель – учитель информатики Диденко В. В.

МБОУ Митякинская СОШ, ст. Митякинская, Тарасовский р-н, Ростовская область.

В конце 20 века человечество вступило в стадию постиндустриальное или информационное общество. В настоящее время в России большое внимание уделяется использованию IT-технологий в образовании, ориентированном на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с изменением в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За последние годы число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как утверждают эксперты, эти тенденции будут ускоряться вследствие глобальной компьютеризации всего мира, независимо от образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы лишь с игровыми программами, большинство используют компьютерную технику для развлечений. Таким образом, для решения учебных задач компьютер используется недостаточно.

Основные направления внедрение IT-технологий в русское образование:

·                     Использование электронных учебников;

·                     Компьютеризация школьного образования;

·                     Создание информационного пространства;

·                     дистанционное обучение;

Компьютеризация школьного образования

Компьютеризация школьного образования относится к числу масштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия.

Появление новых IT-технологий в сфере образования позволяет учителям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. «Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы» - И.В.Роберт

Использование электронных учебников

Проникновение новых IT-технологий в образовательный процесс влечет существенные изменения в работе педагогов. Одним из наиболее удачных примеров является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках для демонстрации при объяснении нового материала, закрепления пройденного, обобщении и систематизации знаний. Использование мультимедийных компакт дисков в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации повышает эффективность обучения детей с разными типами восприятия.

Создание информационного пространства

С распространением Интернета в учебных заведениях увеличивается потребность в доступе среди учеников и педагогов. Поэтому сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства.
Создание такого пространства преследует две основные цели:

1.            Доставление информации, полученной из сети Интернет, внутри школы;

2.            Интеграцию внутренних процессов и информационных технологий.

В наше время главной задачей является создание информационного пространства, решение данной проблемы определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками. Единое образовательно-информационное пространство школы — это система, которая: · включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; · обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; · предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения. Создание информационного пространства школы предполагает процесс перевода управленческой, финансовой, воспитательно-образовательной деятельности школы на стандартизированные компьютерные программы в рамках всей школы в целях упорядочения поступающей, исходящей и текущей информации, а также в целях образования.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

В современных школах широкое распространение получили универсальные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара и возможностью с широким доступом к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах сети интернет и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска.

Информационные технологии дистанционного обучения

Дистанционное обучение обобщает как обязательную аудиторную работу, так и собственные занятия учеников. Преподаватель осуществляет поддержку учебно-познавательной деятельности учеников путем организации контроля, проведения сетевых консультаций.

Основные способы использования ДОТ в школе. К ним можно отнести следующие способы:

ü  Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

o    расширение контингента учащихся;

o    реализация программ дополнительного образования;

o    организация обучения по общеобразовательным программам.

ü  Дистанционная поддержка образования одаренных детей:

o    заочные туры олимпиад;

o    дистанционные факультативы по различным предметам;

o    дистанционные консультации;

o    дистанционные викторины, конкурсы.

ü  Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

ü  Организация дистанционного контроля знаний учащихся.

ü  Организация дополнительных элективных курсов.

ü  Экстернат.

ü  Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни.

Внедрение IT-технологий в образовательный процесс  приводит к изменению всех компонентов обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться увеличению эффективности образного мышления среди учеников за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в образном виде.

Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от разработки, контроля и предоставления 

Негативные последствия воздействия информатизации образования на учеников

Информатизация образования может привести и к ряду негативных факторов влияния средств ИКТ на физиологическое и психологическое состояние и здоровье обучаемого.

·                    Масштабная персонализация замещает живое общение участников образовательного процесса - педагогов и учащихся, учащихся между собой – на  суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.

·                    Зачастую при использовании таких средств ИКТ срабатывает принцип экономии сил, который не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

·                    Опасность вызывает манипулирование сознанием человека, выполняющего определенные действия в виртуальном мире – 25-й кадр.

·                    Влияние на эмоциональные ощущения и чувства ребенка наблюдений за сюжетами виртуальной реальности.

·                    В современной научной литературе стали появляться утверждения, что если мир, сгенерированный той или иной технологией с помощью компьютера, станет слишком реалистичным, то пользователь может в результате совсем оторваться от реального мира и перейти в некоторую субстанцию — «суперпространство».

Приоритетом развития социальной сферы является внедрение IT-технологий в образование.Отличительной чертой развития образования в современной России является модернизация и информатизация всех ключевых его компонентов. Проникновение в школы современных IT-технология повышает уровень учебного процесса, усиливает эффективность обучения и познавательную активность учащихся.

Литература

1.Автор: Рахматуллина Светлана Геннадьевна учитель информатики МОУ СОШ 116 http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1014

2.Автор: Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»   http://sgpu2004.narod/infotek/infotek2.htm 3.Автор: В.П. Демкин, Г.В. Можаева. Информационные технологии дистанционного обучения –   www.ict.edu.ru/ft/003625/1.html  

4.Применение IT-технологий в образовании. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

5.Автор: Мироненко О. В. «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе» // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664-668.  http://moluch.ru/archive/93/20666/   

6.Автор статей: к.п.н., Олег Николаевич ГРИБАН http://griban.ru/blog/14-informacionnye-tehnologii-v-processe-obuchenija.html   

7.  Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008. — 312, [8] с. : ил. — (Высшее педагогическое образование)   http://www.studfiles.ru/preview/5786866/page:30/

8. Афонина Е. С. Организация информационного пространства общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 2-4.

 

Контакты

Ростовская область
Тарасовский р-н
ст.Митякинская

emal: didvika1976@rambler.ru

Контакты школы

Ростовская обл.
Тарасовский р-н
ст.Митякинская
ул.Большая Садовая, д.52

http://mitsosh.ru

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте