Научно - методическая деятельность

 

Методическая тема: «Системно - деятельностный подход в преподавании математики и информатики»

 

Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

 

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.

 

Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.

 

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития её человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны.

 

Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне.

 

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

 

Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как:

 

– гуманизация образования (признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу);
– гуманитаризация образования (приобщение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания);
– информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение).

 

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.

 

УМК.

 

Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК «Информатика и ИКТ» Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» автор Л.Босова,  УМК издательства «Баласс», Образовательной системы «Школа 21 век», разработанные группой Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.,  УМК издательства «Ассоциация XXI век», автор Н.Б. Истомина.  Все учебники соответствуют основному компоненту государственного стандарта общего образования и входят в Федеральный перечень.

 

Компоненты УМК:

 

Информатика.

 

1.    Начальное обучение (2 – 4 классы).

 

1.1. УМК Горячев А.В.

 

1.1.1.   Информатика в играх и задачах: Учебник в 2-х частях – М. Баласс, 2010.

 

1.1.2.   Комплект наглядных пособий. Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах».

 

1.1.3.  Информатика и ИКТ («Мой инструмент компьютер»).

 

1.1.4.  Методические рекомендации для учителя.

 

2.    Основное обучение (5 – 9 классы).

 

2.1.УМК Босовой Л.Л. для 5 – 7 классов.

 

2.1.1.  Информатика: учебник.

 

2.1.2.  Информатика: рабочая тетрадь.

 

2.1.3.  Занимательные задачи по информатике.

 

2.1.4.  Информатика и ИКТ. 5-7 классы: Комплект плакатов и методическое пособие. 12 плакатов.

 

2.1.5.  Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие + CD.

 

2.1.6.  Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов.

 

2.1.7.  Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие.

 

 

 

2.2.УМК Семакина И.Г.  для 8 – 9 классов.

 

2.2.1.  Семакин И.Г. Информатика: учебник.

 

2.2.2.  Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1, для 8-11 класса.

 

2.2.3.  Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2, для 8-11 класса.

 

2.2.4.  Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие

 

2.2.5.  Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.

 

3.    Старшая школа.

 

3.1.УМК Семакина И.Г.  для 10 – 11 классов.

 

3.1.1.  Семакин И.Г. Информатика: учебник.

 

3.1.2.  Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1, для 8-11 класса.

 

3.1.3.  Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2, для 8-11 класса.

 

3.1.4.  Преподавание базового курса информатики в старшей школе: методическое пособие

 

3.1.5.  Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.

 

Математика.

 

1. Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 6 класса.

 

2. Истомина Н. Б., Редько З. Б. Тетрадь по математике № 1 «Обыкновенные и десятичные дроби» для 6 класса.

 

3. Истомина Н. Б., Редько З. Б. Тетрадь по математике № 2 «Рациональные числа» для 6 класса.

 

4. Истомина Н. Б., Редько З. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика» для 6 класса.

 

В дополнение к комплекту изданы:

 

1. Истомина Н. Б., Мендыгалиева А. К. «Учимся решать задачи».

 

Тетрадь по математике № 1 для 6 класса.

 

2. Истомина Н. Б., Мендыгалиева А. К. «Учимся решать задачи».

 

Тетрадь по математике № 2 для 6 класса.

 

3. Истомина Н. Б., Редько З. Б. «Учимся решать комбинаторные зада_

 

чи». Тетрадь по математике для 6 класса.

 

4. Истомина Н. Б., Горина О. П. Контрольные работы по математике

 

для 6 класса.

 

 Работа по УМК предусматривает использование педагогических технологий системно – деятельностного подхода, технологий  личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.

 

Этапы построения урока при системно-деятельностном подходе:

 

1. Мотивация к учебной деятельности;

 

 2. Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;

 

3. Выявление места и причины затруднения;

 

4. Построение проекта выхода из затруднения;

 

5. Реализация построенного проекта;

 

6. Первичное закрепление учебного действия  с озвучиванием хода учебного действия;

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

 

8. Включение в систему знаний и повторение;

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

 

«Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики и информатики»

 

Что должен осознать каждый учитель, готовясь работать по новым стандартам? Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов

 

познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

 

При традиционной («ЗУНовской) системе обучения ученик является объектом педагогического воздействия: тему урока и его цели объявляет учитель, объяснение нового материала ведется учителем, тренировочные работы подбираются учителем в соответствии с теми целями, которых он намерен достигнуть, и т.д. Ученику остается запоминать, заучивать научные понятия, вследствие чего возникает неспособность к обобщенному переносу знаний, что ведет к неразвитости творческого мышления. Учебный процесс в традиционной школе, такназываемая учебная деятельность сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС требует, чтонадо учить не знаниям, а работе.

 

Каковы новые учебные задачи современного образовательного процесса? На первом месте формирование у учащихся универсальных умений самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации (развитие рефлексии); а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания.

 

Новые задачи требуют перестройки методической работы учителя.

 

В основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход. Успех образовательной политики зависит от овладения учителем деятельностной теорией учения. Деятельность – это особая система, включающая компоненты: мотивы, цели, действия.

 

Когда у ребёнка формируются деятельностные способности? Когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно«открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обученияявляется развитие творческого мышления. Ученик теперь действует по принципу «я учусь» в отличие от принципа традиционного обучения «меня учат». Для формирования деятельностных способностей учителю необходимо постоянно тренировать обучающегося в выполнении различных видов деятельности: говорения, чтения, аудирования и письма.

 

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

 

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

 

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

 

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

 

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

 

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком  по ряду элементов:

 

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование  темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и  индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Учитель оценивает работу на уроке

Учащиеся участвуют в  оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока- основной формы организации обучения. С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке?

 

Технологии деятельностного подхода.

 

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:

 

v  Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

 

v Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

 

vТехнология, основанная на реализации проектной деятельности

 

v Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения 

 

vТехнология деятельностного метода – метода

 

 

 

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

 

Технология деятельностного метода предполагает следующую

 

последовательность шагов на уроке:

 

 

 

 

Этапы урока

Организующая роль учителя

1

Мотивация к учебной деятельности

Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3

Выявление места и причины затруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5

Реализация построенного проекта

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;  выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

8

Включение в систему знаний и повторение

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

 

 

 

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

 

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

 

 

 

-  Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.

 

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.
Цель технологии проблемного обучения – стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также — формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.

 

Особенности развивающего обучения:

 

·                 обучение на высоком уровне трудности;

 

·                 ведущая роль теоретических знаний;

 

·                 обучение быстрым темпом;

 

·                 осознание школьниками процесса учения;

 

·                 целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

 

Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

 

Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов, технологию адаптивного обучения и информационно-коммуникационные технологии обучения.

 

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

 

·                 научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

 

·                 размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

 

·                 принимать самостоятельные аргументированные решения;

 

·                 научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

 

Адаптивная технология обучения:

 

Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

 

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:

 

- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными школьниками — индивидуально;
- осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

 

Материалы учебников, изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их для самостоятельного изучения, в домашней работе. Таким образом, на изучение нового материала на уроке отводится минимум времени, после чего учащиеся большую часть урока работают самостоятельно. В это время я наблюдаю за работой всех учеников, то есть обучаю всех, и работаю индивидуально с каждым. Школьники могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем; индивидуально; в паре; самостоятельно под моим руководством. Обязательным условием является – дифференцированное и индивидуальное домашнее задание, а также дифференцированные и индивидуальные задания для работы на уроке.

 

На начало каждого урока, на доске записан перечень номеров заданий. Какие-то задания решаем вместе, разбирая их решение на доске, при такой форме работы, я назначаю учеников, которые решают у доски, и учащихся, которые проверяют решение, обязательно задают теоретические вопросы по текущей теме и оценивают, то есть ученики работают в паре (отвечающий и контролёр). Большую часть заданий школьники решают самостоятельно, причём каждый ученик должен оценить сложность предъявленных заданий и решать те из них, которые вызывают затруднения, чтобы повысить уровень своего развития.

 

Для разнообразия формы работы я организую работу в статических парах (вместе работают сидящие за одной партой) и в динамических парах (объединяются в группу сидящие за соседними партами).

 

На этапах взаимопроверки по образцу и взаимооценки любого вида работ (проверка домашнего задания, работа у доски, проверка самостоятельной, контрольной работы) я использую форму работы в статической паре.

 

В конце каждого урока я обхожу всех учащихся, оцениваю их достижения, высокие результаты выполнения оцениваю вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности. Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.

 

Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

 

В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять своё творчество при выполнении заданий. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент её проявления или по её результатам.

 

В условиях адаптивной системы обучения, обучение — это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы.

 

Таким образом, на моих уроках, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучение, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь двигаться дальше.

 

Контроль знаний.

 

Отдельно хочется рассказать о том, как осуществляется контроль знаний учащихся.

 

      Наряду с традиционными формами (устный или письменный опрос по теме), я использую разработанный мной программный комплекс для проведения компьютерного тестирования. Его можно осуществлять  по мере освоения с учащимися учебного материала или целиком для проведения итогового контроля за четверть. Вопросы тестов и предлагаемые ответы тщательно продуманы, хорошо оформлены с использованием картинок, рисунков, диаграмм и других средств компьютерной графики и поэтому вызывают у учащихся неподдельный интерес. Этот комплекс тестов я создала с  помощью программы MyTest, которая позволяет раздать тест по сети (в компьютерном классе организованна локальная сеть), учащиеся выполняют его и по окончанию видят свою оценку и учитель видит оценки каждого на своем компьютере.

Это программа очень удобна и тем, что учитель может осуществить дифференцированный подход к ученикам при проверке знаний на любом этапе усвоения знаний.

 

Большой интерес у учащихся вызывает система тестирования VOTUM, каждый ученик имеет индивидуальный пульт. В конце тестирования можно увидеть результаты каждого ученика, диаграмму успешности и т.д.

 

Интерактивное обучение.

 

Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике и тут же проверить свои знания.

 

Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.

 

Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники математики, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

 

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку.  Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения.

 

В своей работе я использую учебные электронные пособия для основной школы издательства «Дрофа» - «Математика 5-9» и пособия издательства «ФИЗИКОН» - «Открытая математика 2.6. Планиметрия», «Открытая математика 2.6. Стереометрия», «Открытая математика 2.6. Планиметрия», «Открытая математика 2.6. Функции и графики»

 

В пособии «Математика 5-9» есть виртуальные лаборатории, позволяющие использовать такие формы учебной деятельности, как наблюдение и эксперимент. Пособие позволяет выполнять домашние лабораторные работы с последующим копированием решений на дискету для проверки учителем.

 

Пособия «Открытая математика 2.6» включают в себя иллюстрированные учебники, интерактивные учебные модели, редакторы чертежей, справочные материалы, биографии математиков, вопросы и задачи для проверки знаний, журналы учета работы учащихся. При этом не требуется подключение к сети Интернет.

 

В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с Интернет-ресурсами. Это, прежде всего, веб-сайты для подготовки к ЕГЭ: http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru; а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru, http://www.fipi.ru/  и другие. На сайте http://www.uztest.ru легко подготовиться к тестированию по математике.

 

Одна из трудоемких проблем школьного учителя - отработка с учащимися навыков решения однотипных, несложных примеров. Во-первых, скорость восприятия учебного материала у разных учеников существенно отличается.

 

Во-вторых, в процессе повторения и закрепления знаний требуется большое количество похожих примеров. В-третьих, нужны ответы и образцы решений, которые ученик может самостоятельно просмотреть.

 

На сайте собрано много тестов по всем разделам школьной математики. Я провожу контрольные уроки, тренинги в компьютерном классе, подключенном к Интернет. Тренировочные задания на этом сайте полностью соответствуют структуре ЕГЭ. При каждой загрузке страницы ученик получает новое задание. При выполнении задания можно отключиться от Интернета.

 

Сайт дает возможность дистанционного обучения «ЕГЭ: математика».

 

На сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru я использую контрольные измерительные материалы и открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий. Открыв небольшой тренировочный тематический «зачет», ученик получает возможность ознакомиться с условиями всех входящих в него заданий, выполнить каждое из них и проверить результаты выполнения зачета в целом. После завершения зачета выдается страница с указанием процента выполнения заданий в целом и процентов выполнения по каждой теме, по которой в зачете были задания. На странице с результатами также дается перечень заданий, щелкнув на каждое из которых, ученик может посмотреть свой вариант ответа по этому заданию и правильный ответ.

 

На портале информационной поддержки ЕГЭ http://www.ege.edu.ru можно узнать спецификации ознакомительных вариантов ЕГЭ по всем предметам.

 

Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции http://www.school-collection.edu.ru помогают сделать учебный процесс в  школе интересным и эффективным.

 

На сайте ЦДО  http://karusel.desc.ru можно поиграть в Интернет-карусель – командные соревнования в режиме on-line для всех желающих школьников по математике, информатике.

 

Кроме этого мы с  учащимися старших классов школы создаем собственные компьютерные презентации к урокам в программе PowerPoint и как результат проектной деятельности – учебно-методические комплекты с использованием программ MicrosoftOffice (Publisher, PowerPoint, Word, Excel).

 

Считаю, что на своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

 

  • учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

 

На первом месте для меня всегда стоит самообразование. Я систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе»; научно-методический журнал «Классный руководитель»; научно-практический журнал «Школьные технологии»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах МО РФ, КПМО, поэтому в курсе всех последних событий в образовании, мной изучены следующие документы и проекты (Закон Российской Федерации «Об образовании»; Нормативно-правовые документы и методические материалы по математике; Приоритетный национальный проект «Образование»; Проект «Информатизация системы образования», Проект «Наша новая школа»).

 

Контакты

Ростовская область
Тарасовский р-н
ст.Митякинская

emal: didvika1976@rambler.ru

Контакты школы

Ростовская обл.
Тарасовский р-н
ст.Митякинская
ул.Большая Садовая, д.52

http://mitsosh.ru

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте